Митрополит Амвросий

В 1803 г. на средства уроженца села митрополита Новгородского и Петербургского Амвросия (Подобедова, 1742-1818) и местного помещика князя Щербатова и построена каменная церковь Святителя Николая с приделом святителя Амвросия Медиоланского.

Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский АмвросийВысочайшим Указом Святейшему Синоду 16 (29) октября 1799 года было повелено: "Казанскому и Симбирскому Архиепископу Амвросию быть Архиепископом Санкт-Петербургским".

Митрополит Амвросий, в миру Андрей Подобедов, родился 30 ноября (13 декабря) 1742 года в селе Стогово Переяславского уезда Владимирской епархии. Отец его был священником. С 1757 года будущий владыка поступил в Свято-Троицкую семинарию, где и получил образование. По окончании курса в 1764 году остался он в семинарии учителем.

12 (25) февраля 1768 года Андрей Подобедов принял постриг с именем Амвросий, и в августе того же года переведен был в Славяно-греко-латинскую Академию. Здесь стал известен в широких кругах просвещенного общества своим словом - "о пагубных действиях суеверия" - при погребении убитого московской чернью Московского Архиепископа Амвросия. Это слово было напечатано и переведено на немецкий и французский языки.

В Академии иеромонах Амвросий был последовательно префектом, а с 1774 года ректором и преподавал одновременно философию и богословие. Деятельностью на последней кафедре он оставил о себе память составлением учебного "Руководства к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета". Этот учебник в 1779 году издан был Святейшим Синодом и долгое время был единственным руководством в семинариях.

За проповедь 14 (27) июня 1775 года, в день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, Августейшей супруги наследника и Цесаревича Павла I Петровича, сказанную в присутствии Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны, Архимандрит Амвросий пожалован был Государыней бриллиантовым крестом, причем Государыня поручила представить владыку на Архиерейский чин. Так, 5 (18) июля 1778 года, в престольный праздник Сергиевой пустыни, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, в присутствии Государыни Императрицы Екатерины II Алексеевны, он посвящен был во Епископа Севского, викария Московской Митрополии и получил от Государыни бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3 000 рублей.

В новой должности Преосвященный Амвросий проявил особенно энергичную просветительскую деятельность, открыв два духовных училища и семинарию. 14 (27) февраля 1781 года он назначен был членом Московской Синодальной конторы, а 15 (28) апреля переведен на Крутицкую кафедру. Это была большая епархия, составленная из территории нынешних епархий - Московской, Калужской и Тульской. В новой епархии Преосвященный Амвросий тоже послужил духовному просвещению, открыв два новых духовных училища и улучшив положение семинарии.

27 марта (9 апреля) 1785 года Преосвященный Амвросий назначен был Архиепископом Казанским. В Казанской семинарии Архиепископ Амвросий расширил и улучшил преподавание, значительно пополнил семинарскую библиотеку, обновил состав преподавателей и посылал лучших воспитанников для завершения образования в Московский университет и Академию.

22 февраля (7 марта) 1799 года Высочайшим рескриптом Государя Императора Павла I Петровича Архиепископ Амвросий пожалован Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного.

С увольнением, 16 (29) октября 1799 года, Митрополита Гавриила (Петрова) от управления Петербургской епархией Архиепископ Амвросий занял Петербургскую кафедру в звании Архиепископа Санкт-Петербургского, Эстляндского и Выборгского. В следующем же году, 19 декабря (1 января), после оставления Митрополита Гавриила на покой, в его управление передана и Новгородская епархия.

10 (23) марта 1801 года одним из последних Высочайших Указов Государя Императора Мученика Павла I Петровича он возведен был в чин Митрополита.

Новый Санкт-Петербургский Митрополит проявлял деятельную заботу об улучшении церковного пения и водворении благочиния в храмах. 16 лет он правил столичной епархией без викария. Особенно близки его сердцу были дела духовного образования, в то время переживавшего годы возрождения. По его указаниям, в 1805 году Епископом Старорусским Евгением (Болховитиновым), впоследствии Митрополитом Киевским и кавалером, составлен был проект преобразования духовных училищ и представлен Государю Александру I Благословенному, много потрудившемуся о Православии.

Преосвященный Амвросий был членом Комитета об усовершенствовании духовных училищ, учрежденного в 1807 году и преобразованного затем в Комиссию духовных училищ, и от новоучрежденной Санкт-Петербургской духовной Академии получил honoris causa - почетную ученую степень доктора богословия.

В Новгородской епархии он устроил Тихвинское духовное училище и Александро-Свирское, возобновил Кирилловское и Новгородское, завел новые училища при Старорусском и Каргопольском монастырях, также Устюжское. Содействовал много заведению духовенством сельских училищ. При этом владыка Амвросий отличался и щедрой благотворительностью.

С 4 (17) декабря 1803 года Высочайше был изменен титул Санкт-Петербургского владыки, и ему усвоено именование Митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского.

Дипломатичный и талантливый администратор, Митрополит Амвросий умел отстаивать интересы Русской Церкви и ограждать иерархию от давления всесильного обер-прокурора Святейшего Синода и кавалера, Князя Александра Николаевича Голицына (1773 – 1844 гг.), который был личным другом Государя Императора Александра I Благословенного.

Митрополит Амвросий не мог примириться с его политикой покровительства сектантству и мистическим течениям западного происхождения, не считал возможным разделять получившую в высших слоях общества концепцию внеконфессиального христианства и адогматической религиозности.

Митрополит Амвросий выступил с осуждением враждебной Православию деятельности обер-прокурора. Вскоре после столкновения с Князем А. Н. Голицыным в начале 1818 года владыка Амвросий переведен был в Великий Новгород.

Высочайший Указ об увольнении из Санкт-Петербурга подписан был Государем в Варшаве 26 марта (8 апреля) 1818 года.

6 (19) мая владыка выехал в Великий Новгород, где вскоре и скончался, 21 мая (3 июня) 1818 года, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, в 7-м часу пополудни.

Отпевал владыку Преосвященный Амвросий (Орнатский) в Софийском соборе в приделе Святого Иоанна Предтечи. А погребли владыку рядом с другим славным Архиереем и кавалером - Митрополитом Гавриилом (Петровым).

По завещанию свою обширную библиотеку латинских и греческих книг владыка Амвросий передал Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Митрополит Амвросий вошел в историю Русской Православной Церкви как ревнитель духовного образования и просвещения.

В своих епархиях он возобновлял и основывал духовные учебные заведения, обеспечивая им приличное содержание. В бытность свою Епископом Севским Преосвященный Амвросий учредил семинарию в Севске и Брянске и духовное училище в Орле.

Занимая Крутицкую кафедру, он позаботился об обеспечении Крутицкой семинарии, находившейся в Московском Покровском монастыре, и основал училища в Боровске и Белеве.

Особой его заботой в Казанской епархии были окружены, так называемые, «новокрещенские» школы, в которых обучались вместе русские, татары, мордва, черемисы и чуваши.

В обширной Новгородской епархии владыкой Амвросием учреждены были училища в Каргополе, Боровичах, Устюге, Белозерске, Петрозаводске, Вытегре, Валдае, возобновлены училища в Кирилло-Белоезерском монастыре и при Новгородском Архиерейском доме.

Владыка занимался составлением плана реформ и изысканием средств для лучшего материального обеспечения приходского духовенства в составе особого Комитета из духовных и светских лиц. В Комиссии духовных училищ, в результате проведенной реформы, высшее духовное образование отделено было от среднего и начального. Под непосредственным наблюдением владыки Амвросия осуществлялась успешно реорганизация Санкт-Петербургской духовной Академии, ректором которой в то время был Архимандрит Филарет (Дроздов), будущий великий Архиерей и кавалер.

Александр Рожинцев
© Единое Отечество - Одесса | СПГУ | Религия и государство
http://otechestvo.org.ua/hronika/2004_12/h_13_02.htm