История храма

Много храмов в честь св. Николая на Святой Руси, и о каждом можно было бы составить отдельное повествование. Но есть в Подмосковье, примерно в 20-ти километрах от Сергиева Посада храм, история возникновения которого очень необычна. Началась она в глубокой древности, скорее всего, не позднее XV столетия. Как свидетельствует местное церковное предание, однажды крестьянин на сенном стогу увидел дивной красоты икону Николая Чудотворца. Взял ее, отнес в близрасположенный храм с. Слотино и отдал священнику. Там она и была оставлена. Однако на следующее утро икона вновь оказалась на том же стогу. Теперь ее уже с крестным ходом внесли в храм... Каково же было изумление, когда икона и в третий раз чудодейственным образом оказалась на прежнем месте. Храм на ночь тщательно запирался, и никто посторонний в него проникнуть не мог. Вскоре одному благочестивому жителю села во сне было видение св. Николая, который повелевал на том месте, где найдена икона, построить храм в честь его имени... В память сего события и была сооружена церковь «Николы на стогу», и сама местность получила название «Стогово». Явленная икона стала главной святыней этого храма.

Из епархиальных архивов известно, что первые упоминания о существовании в с. Стогово церкви Николы Чудотворца относятся к 1628 году. «Дани она (церковь) платила в патриаршую казну полдевяты деньги и по наказу гривну». Эти сведения содержатся в патриарших окладных книгах (Государственный архив Владимирской области, фонд 566, опись №1, т. 2, 1889 г., №3438). Однако в более древних исторических документах упоминается Стоговский монастырь. В дарственной грамоте бояр Стоговых (1505–1504 гг.), пожертвовавших часть своих земель обители преподобного Сергия, в частности, говорится: «Се аз, Ондрей да Иван да Илья Кузьмины дети Стогова, дали есмя в дом живоначальнои Троице и Пречистои его Матери и чюдотворцю Сергию игумену Памле… свою вотчину землю и лес Сутоцкие деревны Остров в Кинельском стану в Переславском уезде, в веки земля без выкупа… А межа тои земле: от Федора до Харьковские поженки; да з дороги направо от яму по Харьковскую поженку, налеве земля Стоговского манастыря, а направе земля нашего дана Троицкия Сергиева манастыря, з дороги до Становеского пути…» Об этом даре упоминается также во Вкладной книге ТроицеСергиева монастыря. Другая грамота от 1494– 1495 гг., в которой сообщается о границах земельных владений, гласит: «Розъезд земле, что окняжили землю круг Стоговского манастыря у Николы Боланда с товарищы, круг назвали великого князя, а налеве Нестерова земля вотчина и его братаничев, Григория Кузмина сына Стогова: из реки из Молахчи поперег пашни во взножь, да взножью вверх, изо взножи поперег пожни на болшую дорогу, что от яму старая была дорога, да дорогою до Федоровы земли Бурцова до Слотинские; направе – Николская земля, а налеве – их вотчина».

О существовании Стоговского монастыря сказано и в так называемой Писцовой книге (XVI век). Такие книги составлялись примерно раз в столетие. В них указывалось наличие населенных пунктов в той или иной местности, состав и численность населения, приводилось описание приходов и монастырей.

Более подробных сведений о Стоговском монастыре пока не обнаружено. Интересен следующий исторический факт. Когда у преподобного Сергия случился конфликт с монашествующей братией, он оставил Троицкую обитель и пошел по дороге на Кинелу, ища уединенного места для своих молитвенных подвигов. По пути в Киржач он останавливался в районе нынешней деревни Малинники и по его молитвам возник святой источник, который теперь хорошо известен под названием «Гремячий водопад». В пяти верстах от него находится Никольский храм бывшего с. Стогово. В то время стоговская дорога связывала Москву и Переславль-Залесский. Очевидно, что преподобный Сергий воспользовался именно этим путем. Как известно, им был тогда основан Киржачский монастырь. У преподобного было много учеников, некоторые из них стали основателями и строителями новых обителей.

Возможно, в те далекие времена и появился Стоговский монастырь. По нынешним понятиям это был небольшой скит, относящийся к Троице-Сергиевой обители. Впоследствии он по каким-то причинам был упразднен, вероятнее всего в период смутного времени, и на его месте возник приход церкви Николы Чудотворца.

В XVII в. Стогово числилось как дворцовое село. В XVIII в. им и окрестными землями владел Семѐн Кириллович Нарышкин (1710–1775). Исторические источники сообщают, что он получил прекрасное по тому времени образование в доме своего отца, Кирилла Алексеевича Нарышкина. Был пожалован в камерюнкеры при дворе императрицы Анны Иоанновны. Одно время он был фаворитом императрицы Елизаветы, пожалован оберегермейстером двора, удостоен высшей награды Российской империи, ордена Святого апостола Андрея Первозванного. В браке с Марией Павловной, урождѐнной Балк-Полевой, Семѐн Кириллович имел двух детей, но они скончались в младенчестве. Далее Стогово перешло к Щербатовым. Сестра Марии Павловны Нарышкиной, Наталья Павловна (1726–1791), была замужем за капитаном гвардии князем Петром Михайловичем Щербатовым.

Исстари Никольский храм был деревянный, неоднократно перестраивавшийся. К началу XIX века деревянная церковь обветшала настолько, что развалилась ее паперть. Об этом местный священник о. Михаил писал уроженцу села митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Амвросию Подобедову (1742–1818). В 1802 году усилиями митрополита Амвросия и местного помещика князя П. П. Щербатова (сына П. М. Щербатова) выстроена каменная церковь, которая освящена в 1803 г. Из переписки митрополита со священником села Стогово видно, что деньги, необходимые для построения нового храма, высокопреосвященный Амвросий передал князю П. П. Щербатову: «Всечестный отец Михаил! Письмо Ваше я получил. Падение паперти вынуждает на построение церкви новой. Почему и решилися мы с Его Сиятельством на оное. Сумму, ту, о которой говорили в Москве, я назначил и предоставил распоряжению Его Сиятельства. Прошу и Вас поспешествовать всему, что будет от Вас зависеть. Вам поручено будет съездить к Преосвященному Владимирскому для получения храмозданной грамоты, к коему и от меня письмо отдано. Пребывая впрочем Вам всеусердный доброжелатель Амвросий Митрополит Новгородский. Февраля 13-го дня 1802 г.»

Текст письма князя П. П. Щербатова настоятелю храма о. Михаилу. «Священноиерей Михаило Иванович. Письмо Ваше от 27 числа генваря я получил, в котором уведомляете меня о ветхости церкви Стоговского погоста, но как уже прежде получения Вашего письма решился я вместо старой построить новую каменную, и на сей случай прилагаю у сего к Его Преосвященству Ксенофонту Епископу Владимирскому просительные письма, одно от меня, а другое от Преосвященнейшего Митрополита Амвросия, оба в одном конверте, с которыми Вы, по получении, должны отправиться во Владимир, и, вруча оныя, просить указа о позволении для построения новой церкви, а как Вы возвратитесь с получением указа, то прошу ко мне о том отписать, еще же прошу уведомить меня, сколько у Вас при церкви имеется ныне наличной денежной суммы, ибо оное сведение нужно мне доставить без замедления для употребления оной суммы на строение новой церкви. Впрочем с почтением навсегда пребуду покорный слуга Князь Павел Щербатов. Февраля 17-го дня 1802 г. С. Петербург».

Храмозданная грамота была получена 16 марта 1802 г.

Когда началось строительство, епископ Владимирский и Суздальский сделал распоряжение не ломать деревянную церковь, пока не будет благоустроена новая каменная. После этого предписывалось всю утварь из старой церкви перенести в новую. В одном из рапортов содержалась также резолюция: «Дозволить разобрать старую Церковь употребить в пользу новой на обжиг кирпича».

Этот пример показывает, какое благоговейное отношение было тогда даже к обветшавшему церковному имуществу.

По завершении строительства храма митрополит Амвросий писал настоятелю: «Всечестный отец Михаил Иванович! Узнав чрез Его Сиятельство, князя Павла Петровича, что церковь на вашем Погосте, при прахе предков моих со всем отстроена и ко освящению готова, радуюся и благодарю Бога, что по благодати Его давнейшее мое желание совершилося. Признаюся обязанным за споспешествование, как особенно Его Сиятельству, так и вам со всеми прихожанами, коих, а во первых вас с сим новоустроенным храмом и поздравляю, желаю да всегда приносимые вами и ими молитвы и прошения к Богу, услышаны Им и исполнены будут. Прошу в оных вспоминать и меня, также и родителей моих. При сем отправлены для Церкви книги разные и ризница, которые должны быть внесены в опись. Не оставлю и еще что ни есть прислать в продолжении жизни моей. Причем есмь и пребуду вам всеусердный доброжелатель Амвросий Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Ноября 9-го дня 1803-го года. Постскриптум. Как ризничным вещам, так и книгам в коробках положены реестры. Некоторые материи посланы несшитые для того, что неизвестна была мера, по коей должно было сшить. Что нужного ныне найдется в недостатках, о том меня уведомите. А. М. Н. и С.»

В церкви сохранялись 17 писем князя Щербатова настоятелю храма с указаниями архитектору.

Митрополит Амвросий занимал в то время главную церковную должность в стране – председательствовал в Священном Синоде. Приведем небольшой фрагмент из письма митрополита Московского Платона к владыке Амвросию. «Преосвященный владыко! Любезный приятель! Письмо Ваше, отправленное ко мне в Петербург, я уже получил: где? – удивишься, – в Махре, куда для глубочайшего уединения отлучался и ехал мимо Стогова, которое (мимоходом скажу) требует монумента от Вас». Это письмо также побудило владыку Амвросия в срочном порядке организовать возведение каменной церкви в родных ему местах. Строительство было закончено в рекордно короткие по тому времени сроки. Митрополит передал в дар храму наперсный золотой с 37 алмазами крест с частицей животворящего древа Креста Господня. Этот Крест был прислан Амвросию в 1816 году Иерусалимским патриархом Поликарпом при особой грамоте, которая хранилась в Стоговской церкви. Впоследствии он был вставлен в икону Воздвижения Животворящего Креста Господня. Вышеупомянутые иконы (Николая Чудотворца и Воздвижения) являлись чудотворными. На поклонение им в воскресные и праздничные дни стекались люди из многих окрестных селений и отдаленных мест. Немало было случаев исцелений от этих святынь. Кроме того, как отмечается в исторических документах, причет Стоговской церкви с разрешения духовной консистории посещал с названными святынями селения соседних приходов (совершал крестные ходы), в особенности при несчастных случаях и эпидемиях.

Особой здешней достопримечательностью являлось также очень древнее напрестольное Евангелие, которое было «печатано в 7142 (1634) году при патриархе Филарете». Евангелие было передано в дар храму архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Нектарием в память о нем и его почивших родителях. Евангелие имело такую надпись: «В доброе село Стогово для поминовения моих родителей». Далее была сделана приписка: «село весьма скудное».

Новый каменный храм имел колокольню, трапезную и алтарную часть. Престолов в нем было два – в честь святителя Николая и Амвросия Медиоланского. К юго-востоку от алтаря стоял белокаменный надгробный памятник родителям митрополита Амвросия – иерею Иоанну и Наталии. Надпись на памятнике гласила: «Подобедовы Иоанн, священник и жена его Наталья, родители митрополита Новгородского и С.-петербургского Амвросия» (Николай Михайлович В. К. Русский провинциальный некрополь. – Том I. – М., 1914. С. 688. Без дат. Пог. Стогово, Александров. у., Владим. губ.).

У церкви были погребены иерей Михаил Иванов (ум. 1826 г.), при котором и была построена каменная церковь, иерей Сергий Алексеевич Сокольский, служивший при храме с 1840 по 1863 г. За алтарем сохранилась часть металлического надгробного креста, где прочитывается следующее: «Под сим крестом погребено тело священника Василия Павловича Покровского… род. 1863 3 апреля сконч. 7 августа 1897 года», с другой стороны: «…с миром, поставлен сей крест от любящей жены». После смерти священника остались четверо его детей – три дочери и один сын; вдова получала от Епархии пенсию 24 рубля в год. Об этом сказано в журнале «Владимирские епархиальные ведомости» за 1915 год, где напечатан некролог, посвященный безвременно почившему семинаристу, сыну упомянутого священника, сообщается о незаурядных его способностях.

Причт церковный состоял из священника, дьячка и пономаря. Приход включал в себя с. Стогово, д. Малинники, Воронино, Взгляднево, Бобырѐво и Зажегино (в наше время урочище).

В последней трети XIX в. церковь погоста Стогово была приписана к Слотинскому храму. В 1888 г. в Стогове открыта приходская школа. В это время священником церкви был Дмитрий Троицкий (рукоположен в священника в 1863 г., награждѐн набедренником). Его сын Николай (род. 1867) в 1881 г. окончил Переславское Духовное училище и в 1887 г. – Вифанскую семинарию. Отцу Дмитрию Троицкому помогали в служении сверхштатный дьячок Василий Алексеевич Лебедев, сын которого Александр в 1888 г. окончил Вифанскую семинарию, и псаломщик Яков Ключарѐв, чей сын Николай в 1890 г. также окончил вышеназванную семинарию. В 1899 году была построена каменная церковно-приходская школа. В «Епархиальных ведомостях» отмечалось: «Настоятель Московского Сретенского монастыря, архимандрит Димитрий, выстроил для церковно-приходской школы в с. Стогове здание, стоившее ему 15000 рублей и затратил на хозяйственные нужды 439 р. 41 к.» (Владимирские епархиальные ведомости от 15 августа, № 16, 1900 г.).

До настоящего времени на кладбище возле Никольского храма сохранился величественный памятник из черного мрамора, на котором имеется надпись, что «здесь покоятся: дьячок Гавриил Стефанович /Ключарев/, почивший в 1870 году, и супруга его…» Другая надпись гласит: «Деятельным христианам, ревнителям благочестия и чадолюбивым родителям от признательного сына. А. Д. 1899 г.»

Архимандрит Димитрий Ключарев управлял Сретенским монастырем с 1892 по 1908 год и был сыном упоминаемого дьячка.

Во Владимирских епархиальных ведомостях за 1900 год (№ 16) напечатано сообщение, что «ниспосылается Архипастырское Благословение старосте церкви села Стогово Александровского уезда крестьянину Алексею Шилову за пожертвование 160 рублей на устройство новых рам в куполе церкви села Стогова». В послужном церковном списке от 1911 года упоминается: «Церковный староста крестьянин деревни Малинники Алексей Алексеевич Шилов 53 года. Грамотный проходит должность старосты с января 1896 года. Жена его Евдокия Стефановна 51 год». С правой стороны храма, если смотреть на восток, сохранился надгробный памятник из красного мрамора, где читаем следующие надписи: «Сей памятник поставлен Алексеем Алексеевичем Шиловым в м-це 9 Мая 1917 года. Здесь покоятся тела рабов Божиих семейства Шиловых…».

О дальнейшей судьбе этого семейства известно, что в послереволюционное время почти все его члены были раскулачены и высланы. В их доме располагались детский сад и ясли.

В церковной ведомости за 1911 год сохранились интересные сведения о материальной стороне храма. «Священник от казны жалование не получает, кружечного доходу, процентовского капитала и от земли получает 306 рублей. Псаломщик – 102 рубля. Церковные деньги в целости за ключем Церковного старосты и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 1029 рублей, а билет находится в целости. 1) Расписка Московской конторы Госуд. Банка за №335922 на 500 руб. 2) на книжке Государственной Сберегательной Кассы за № 36764 на 29 рублей и по другой книжке за № 6839 во 100 рублей. Расписка Государственного Банка в принятый на хранение 5% выигрышного Билета в 100 рублей и расписка Государственного Банка за №459 Александровского уездного казначейства в 300 рублей».

В Епархиальных ведомостях отражается вопрос о пересмотре жалования псаломщику за 1912 год и помечается: «Село Стогово комиссия считает вполне достаточным. Причт Стоговский поставить первым в ряду причтов с долей псаломщика в 150 рублей» (Владимирские епархиальные ведомости. – № 26-30, 1912 г., с. 217).

В 1885 г. в приходе Никольского храма по клировым ведомостям числились 634 прихожанина, имелись две часовни: в д. Воронино – часовня Иоанна Предтечи, устроена в 1871 г. на месте сгоревшей в 1865 г., и в д. Бобырево – в честь св. мученицы Параскевы. Обе часовни разрушены в советское время.

В материалах следственных дел из фондов Государственного архива Российской Федерации содержатся сведения, что в послереволюционное время двое священнослужителей храма: настоятель священник Михаил Взоров и иеромонах Иероним (Киселев) были расстреляны соответственно в 1937 и 1938 гг. на Бутовском полигоне.

До революции село Стогово и прилегающая местность числились во Владимирской губернии, позднее присоединены к Московской области. В настоящее время бывшее с. Стогово является частью д. Малинники и располагается на территории охотохозяйства.

В 1997 г. храм возвращен Православной Церкви. В годы лихолетий он разделил судьбу многих наших православных святынь: был почти полностью разрушен, уцелела лишь средняя – трапезная часть… Кто-то яростно тогда боролся с религиозными пережитками, фанатично служа новым веяниям. Кому-то брошенная Стоговская церковь слепила глаза. Вначале уничтожили алтарную часть и колокольню, а потом про остатки разрушенного здания просто забыли. До последнего времени церковь ни на одном из балансов не числилась. В настоящее время храму присвоен статус вновь обретенного памятника архитектуры.

Многие из нас сегодня считают, что годы безбожия, разрушения и поругания святынь в прошлом, однако в бывшем Стогово уже в двадцать первом веке были настойчивые попытки некоторых важных людей снести и последние остатки возвращенной в лоно Церкви Никольской обители…

Первым настоятелем храма, после его возвращения Православной Церкви, являлся священник Вячеслав Брегеда. Первую службу батюшка совершал буквально среди развалин. При храме существовала небольшая община – 5-7 постоянно живущих человек. В трапезной части был обустроен алтарь, настланы полы, установлены леса для внутренних реставрационных работ. Над сохранившейся частью здания была сооружена новая крыша, вставлены окна, двери, проведены другие восстановительные работы. Все работы велись в основном членами общины. В летний период привлекались студенты художественного колледжа г.Хотьково.

Вскоре, после возвращения храма церкви, умерла одинокая старушка, жившая по соседству с храмом, которая завещала церкви половину дома. В ее доме и еще в вагончике обжилась община храма. Нередко это люди с искалеченными изломанными судьбами: бывшие бомжи, недавние пациенты Абрамцевской психиатрической больницы, в часовне которой батюшка Вячеслав также совершает службы. Духовная немощь привела их всех к церкви, и она стала им надежным пристанищем. На приусадебном участке выращивали картофель и овощи. Содержали коров, овец, коз, кур и другую живность, по возможности обеспечивая все свои насущные потребности.

Какая-то особенная благодатность, необычность храма как бы притягивает к нему и необычных людей. В храме принял Святое Крещение в возрасте 69 лет уроженец Албании Сельман (Саламан) Лямеборшай. Теперь он считает это место своей второй родиной.

В 2002 году произошло событие, которое по праву можно назвать чудом. О. Вячеславу удалось отыскать ту самую явленную главную храмовую икону и оклад от нее. Вот как об этом рассказывает сам батюшка: «Когда мы расчищали сарай возле дома от всякого хлама, неожиданно нашли тыльную часть металлического оклада от иконы. Там имелась надпись: “Сей чудотворный образ святителя Николая, находящийся в погосте Стогово Александровского уезда, Владимирской губернии с весьма отдаленных времен”. Мы сразу поняли, что это за находка, и нам стали известны размеры иконы. Вскоре один наш работник запил, и мы вынуждены были удалить его из общины храма. Однако дня через два он вернулся и принес почерневшую от времени лицевую часть оклада от иконы, прося за это 200 рублей. Взглянув, я сразу догадался, что это нам дар от святителя Николая. По размеру лицевая часть оклада точно совпадала с тыльной, которую мы ранее обнаружили у себя в сарае. Таким образом, весь оклад от чудотворной иконы стал нашим достоянием. Прошло немного времени, и случилось еще одно чудо. Один мой знакомый музейный работник, которому я рассказывал о наших утраченных древних святынях, решил мне помочь в поиске самой иконы. Он отправился в музей Сергиева Посада и начал там работать. Вскоре он позвонил мне и сообщил, что предполагаемая икона находится в запасниках ризницы Троице-Сергиевой Лавры. По его свидетельству, в 1961 году была организована экспедиция от музея по закрывающимся храмам Загорского района. Целью ее было найти древние иконы, представляющие историческую ценность. Как известно, после войны многие храмы были открыты, в том числе церковь Иоанна Богослова в селе Слотино, что примерно в трех с небольшим верстах от бывшего села Стогово. Именно там были изъяты наиболее древние иконы и в их числе чудотворная икона святителя Николая. В музейной книге “Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии” 1895 года издания, в разделе “церковь на погосте Стогове”, на полях была сделана едва заметная пометка карандашом, против того места, где говорилось о чудотворной иконе святителя Николая: “Находится в запасниках”. Эту запись, видно, для себя сделали члены экспедиции. Именно она помогла моему товарищу тщательно обследовать все записи музея и найти икону. Очевидно, после войны верующие люди отдали чудотворную святыню в открывающийся храм с. Слотино, так как церковь в Стогово оставалась закрытой. Я снял размеры оклада и замерил те места, где он закреплялся на иконе. Когда я увидел оригинал и проверил свои замеры, все совпало: следы от гвоздиков на иконе оказались идентичны тем, что и на окладе».

С чудотворной иконы сделан список. Имеется точная фотокопия.

По соседству с храмом обустроен святой источник, который также известен с древних времен.